frenchhistorian (frenchhistorian) wrote,
frenchhistorian
frenchhistorian

Categories:

Церковь святого Петра и капелла Тамплиеров в Меце (Metz), Лотарингия (Lorraine)

Церковь святого Петра (Église Saint-Pierre-aux-Nonnains de Metz) - самое древнее во всей Лотарингии и самое многообразное в архитектурном отношении здание.





В 380-395 годах жившие на территории Меца галло-римляне построили здесь своего рода спортивный комплекс: палестру (частную гимнастическую школу) и термы. Большое прямоугольное здание с системой подземного отопления ещё не было завершено, когда в 406 году его сожгли варвары.

Около 7 века было решено восстановить постройку, но уже для других целей: теперь здесь должна была расположиться церковь, принадлежащая женскому монастырю. Так и происходит: в 7-8 веках церковь претерпевает серьёзные трансформации, в частности, возводятся хоры, зал делится на три неравные части, изменяется фасад здания. В это же время создаётся уникальное ограждение хоров, в архитектуре которого гармонично сочетаются несколько стилей.

В романскую эпоху (10-11 века) при императоре Оттоне аббатство расширяется. Стены становятся ниже, возводится единственный неф, опирающийся на массивные четырёхугольные колонны, которые объединены полукруглыми арками. Из-за отсутствия свода вся конструкция была хорошо видна. В 15-16 веках над нефом вырастают готические своды. Во время осады Меца Карлом V в 1552 году церковь была частично разрушена; город отошёл к французам, которые с 1556 года начали возводить здесь крепость. С 16 по 20 век церковь святого Петра служила военным складом.













В 70-х годах прошлого столетия церковь отреставрировали, сумев сохранить особенности каждой эпохи, которая отмечена в архитектуре этой уникальной постройки. В этом смысле церковь святого Петра можно сравнить с многослойной матрёшкой: снаружи романские стены и неф, и далее – готические своды. В наши дни в церкви святого Петра проходят различные выставки и концерты.

Рядом с церковью находится капелла тамплиеров. Рыцари Христа и Храма Соломона пришли в Мец в 1133 году, а капеллу построили в период между 1180 и 1220 годом, в её облике прослеживается сходство с капеллой в городе Лане (Laon) в Пикардии, построенной 40 годами ранее.







Капелла тамплиеров – единственная в Лотарингии церковь в виде ротонды, это характерная именно для тамплиеров постройка (намёк на форму церкви Гроба Господня в Иерусалиме). Архитектурный стиль капеллы балансирует между романским (массивные стены и узкие проёмы с правильными полукруглыми арками) и готическим (сводчатое перекрытие с нервюрами).

Замковым камнем свода служит скульптурное изображение голубя (образ Святого Духа). Стрельчатые арки опираются на стройные колонны с фигурными капителями, некоторые из них украшены орнаментом в виде лилий. В капелле есть четырёхугольный хор, над которым возвышается небольшой сферический свод. В массивных стенах на семи сторонах восьмиугольника выдолблены неглубокие ниши, незаметные снаружи.
Стены внутри капеллы покрыты фресками, большинство из них было восстановлено к 1905 году. Видны следы древних настенных росписей, относящихся, возможно, к 14 веку.

Когда орден тамплиеров был расформирован, всё их имущество перешло рыцарям тевтонского ордена, которые жили на территории Меца с 13 века (об этом напоминает название древних ворот Porte des Allemands). В ходе сооружения цитадели многие постройки, принадлежавшие тамплиерам, были уничтожены, однако капелла и примыкающее к ней здание уцелели. В середине 19 столетия капеллу спас знаменитый писатель Проспер Мериме, который был главным инспектором Комиссии по историческим памятникам. Мериме внёс капеллу в приоритетный список памятников, и благодаря этому уникальная постройка – всё, что осталось от уничтоженной резиденции командора и самого ордена – дошла до наших дней.

Информация частично взята с сайта http://www.cult-turist.ru/

Tags: france, Лотарингия, церкви
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments